Русский рок
Пришедший в СССР в начале 70-х, рок на
долгие годы осел в подвалах и коммунальных квартирах, отзвучал в струнах
раздолбанных гитар и рваных барабанах, прошел сквозь гонения и запрещения,
сохранился, выжил, расцвел и превратился в абсолютно уникальное направление
музыки, которое даже не с чем сравнить…
Русскую
рок-культуру незаслуженно обделяли вниманием. Все, что было связано с протестом
- а рок это, прежде всего песни протеста - отметалось как антисоветское. И,
естественно, антисоветское искусство не могло найти лестных отзывов в советской
науке. Когда же пришла так называемая демократия, русский народ, которому
свойственно бросаться в крайности, начал воспевать рок и поклоняться ему как
символу антитоталитаризма. Но потом произошел переход к более понятной и простой
"попсе". Рок же вновь отошел на задний план. В чем же причины этого?
У песни две составляющие: мелодия и текст. Обычно, сыгранная
на синтезаторе музыка, которую в большинстве своем используют поп-исполнители
(живой звук у них редкость) приятна и легко воспринимается. Конечно, энергичные,
мощные, резкие звуки, характерные для рока, часто режут ухо и отпугивают
слушателя. Но ведь и острый гитарный рифф, сыгранный профессионалом, может быть
мелодичным и приятным на слух. И для большинства современных рок-групп красивые
и плавные мелодии - скорее правило, чем исключение. То есть дело тут вовсе не в
музыке.
Следовательно, главную роль играют слова. Тяжелая жизнь,
вечная борьба за заработок, неулыбающиеся лица на улицах - таково теперешнее
состояние нашего общества. Избыток проблем в быту требует какой-то разрядки,
выплескивания энергии. Поэтому прослушивание песен с острыми социальными
текстами не располагает к отдыху, а наоборот, усугубляет чувство отчаяния,
навеваемое жизнью. Незамысловатые, едва зарифмованные стишки типа "Ксюша, Ксюша,
Ксюша - юбочка из плюша", сопровождаемые приятной мелодией, расслабляют человека
и отвлекают его от проблем насущных. Эти песни можно слушать как фон за едой, во
время отдыха, в компании с друзьями. Другое дело рок.
Концы не смыкались с началом,
Когда политрук объяснял тебе жизнь.
Помнишь, как матери вас провожали?
Как голосили: "Сыночек вернись!"
Я знаю, ты сам рвался в пекло.
Я тебе верю - ты шел до конца.
Но чем круче взял, тем страшнее похмелье.
Когда ты вернулся, ты сжег ордена...
Или
Перемен требуют наши сердца!
Перемен требуют наши глаза!
В нашем смехе и в наших слезах и в пульсации вен...
Перемен! Мы ждем перемен!
Или
Где-то намного хуже,
Но мы слишком устали
Помнить про каждую боль,
О которой узнали.
Моя жалость ничего не изменит,
Наши страхи никого не спасут...
Вряд ли песни в подобными текстами подойдут в
качестве фона за обедом. И вряд ли после их прослушивания на душе станет легко и
приятно, а жизнь покажется простой и веселой. Скорее, наоборот.
Но популярность "попсы" очень нестабильна. Многие же рок-группы держатся уже
десятилетия.
Дмитрий Ревякин, лидер группы
КАЛИНОВ МОСТ, на вопрос, что для него главное в работе над песней, отвечал:
"Конечно, слово". В конце 70-х годов Борис Гребенщиков, рассказывая о творчестве
своей группы, сказал: "Поэт - это радиоприемник, который улавливает сигналы,
идущие свыше". Он сказал именно "поэт", а не музыкант, рок-музыкант, рокер и
т.п.
Порой кажется, что наиболее популярные, "серьезные" наши рок-музыканты само
слово "рок" воспринимают вовсе не как
часть английского "рок-энд-ролл", а именно в
русской его семантике: рок-участь-судьба-доля. Причем непременно судьба с
эпитетами невеселыми: злой рок, тяжкий рок, злая, лихая, трагическая судьба...
Российская народная мудрость гласит: "Слово-серебро, молчание-золото". И вот в
пору своего взлета Борис Гребенщиков написал, может быть, лучшую свою
песню-"Серебро Господа моего". Молчание-золото - избранный удел подвижников.
Слово-серебро - избранный удел поэтов.
Еще в 1987 году в журнале "Знание-сила" появилась статья одного из самых
интересных рок-журналистов Ильи Смирнова. Называлась она "Фольклор новый и
старый". Смирнов пишет "Интересно, что наша новая волна породила самобытный
национальный рок как бы
против собственной воли:
подражая волне англосаксонской, она, естественно, перенимала и ее эстетику, а
вместе с новой эстетикой в песни входил и новый герой-человек с улицы, с улицы
ленинградской, московской, потом уфимской или архангельской, но никак не
лондонской".
Эта статья вышла в 1987 г. А в еженедельнике "Россия" весной 1992 года появилось
другое высказывание того же Ильи: "Отечественный рок 80-х в равной мере может
считаться продолжением рок-н-ролльной и бардовской традиций. Его ключевая
фигура-ПОЭТ С ГИТАРОЙ..."
Юрий Шевчук, лидер
ДДТ, как-то сказал: "Чтобы писать хорошие песни,
недостаточно смотреть видеомагнитофоны и слушать диски. Нужно читать
Соловьева и Ключевского".
У Кинчева есть стихотворение,
которое вполне сравнимо с произведениями Тютчева
или Пушкина.
По дороге лунной, зыбкой,
Где деревья кроны сжали,
Проплывала невидимкой
Ночь в сиреневой вуали.
Шевелила своды сосен,
Расплетала косы ивам,
Величавые утесы
Звездной пылью серебрила.
Лес стоял суров и мрачен,
Крался страх по лапам елей,
Чуя скорую удачу,
Пни мерцали и скрипели.
Росы ядом наливались,
По корням ползли туманы,
Извиваясь, издеваясь,
Рожи корчили обманы.
Лес пропитан был угрозой,
Лес не знал, что будет дальше,
Только белые березы
Пели лесу: "Наш ты! Наш ты!
Мы не верим чарам темным,
Что зловеще шутят с нами,
Выйдет в облаке ажурном
Утро с синими глазами,
Золотистою ресницей
Сбросит наважденье тьмы,
И в сияющем пурпуре,
Снова выстроимся мы".
Наверное, подобные строки как-то не вяжутся с образом самого Кинчева: серьга в
ухе, кожаные перчатки без пальцев, растрепанные волосы с выжженным перекисью
водорода православным шестиконечным крестом... Но именно это противоречие
внешнего образа и души, на мой взгляд, отражает всю особенность русского рока.
Вообще, многие музыканты, к сожалению, рабы собственного имиджа. И их
поклонники воспринимают прежде всего не то, что несут глубокие и проникновенные
песни, а именно эту внешнюю задиристость. А ведь нужно, мне кажется, не просто
прыгать у сцены, показывая "козу", а следовать
тому, что почерпнуто из песен Кинчева и Цоя, Гребенщикова и Бутусова, Шевчука и
Ревякина. И тогда, возможно, рок будет восприниматься не как нечто аморальное,
противоестественное, а как обыкновенное направление искусства. И эстетика ничего
не будет иметь против.
Группа "АЛИСА"
Группа "АЛИСА"
Группа "ДДТ"
Группа "ДДТ"
Группа "КАЛИНОВ МОСТ"
децл на ихнего вокалиста похож _)))